Вот доказательства стараний Джонатана. Несколько статей. Может здесь это неуместно, но они все посвящены фильму.
Сорри,если что))) не знала куда выложить
Интервью с актерами
Источник
Горменгаст: За кулисами
Radio Times, Январь 2000
После изнурительных пятимесячных съемок в студии Cinecitta в Риме, где он играл Хирона, "мерзкого маленького негодяя", в новой киноадаптации "Титуса Андроникуса" Шекспира. Джонатан Рис-Майерс пребывал как раз в нужном настроении, чтобы играть Стирпайка, еще одного знаменитого негодяя из английской литературы. Так начались четыре еще более изнурительных месяца в студии Шеппертон.
"Я никогда не слышал о таких книгах," - говорит 22-летний ирландец Рис-Майерс, - "но как только прочитал сценарий, я сразу понял его суть. Мне даже не пришлось размышлять об этом. Я отчетливо осознал, откуда это все шло: зависть, непонимание, что потом с достигнутым делать. Я сразу согласился на эту роль. ”
В течение почти всего периода съемок Рис-Майерс начинал работу в полшестого утра и возвращался домой в девять вечера. "Я ненавидел Шеппертон. Не саму студию, но провести двадцать недель, не видя дневного света, вечно ныряя в ледяную воду. Это буквально убивало меня. Я приходил домой на ночь глядя и не мог расслабиться. У меня был друг, остававшийся со мной некоторое время, и однажды он разбудил меня утром, предложил чашку чая, а я чуть было не набросился на него с кулаками. Никогда раньше я ничего подобного бы не сделал. Полагаю, я был не в себе из-за этой работы."
Ри-Майерс - довольно неожиданный актер на роль Стирпайка, чей выпуклый лоб и непривлекательный, угодливый вид Пик подчеркивает в описаниях внешности и иллюстрациях к роману. "Я изо всех сил пытался вообще не быть смазливым. Я делал упор на внутреннюю напряженность, как будто все время танцевал, а не ходил, так что мое тело никогда по-настоящему не расслаблялось. Я начал ощущать себя некрасивым и зажатым, и, честно говоря, это несколько поубавило во мне тщеславие. Я молодой актер, и такие вещи важны для меня! Я стал очень застенчивым, и полагаю, именно потому я к концу дня чувствовал себя так гадко. Грим (для шрамов Стирпайка) не помогал, и думаю, что именно безобразие характера, а не внешности воздействовало на меня больше всего. Мне было очень неприятно, но, быть может, моей игре это шло только на пользу.
Пусть роль Стирпайка была ударом по тщеславию Рис-Майерса, она, по меньшей мере, доказывает его разносторонность. "Так много актеров нынче становятся заложниками своего типажа, не хотелось бы и мне попасть в эту ловушку. Знаете как: Сталлоне - этот тот, кто раздает удары направо и налево, Том Круз геройствует, Брэд Питт в каждом фильме великолепен. Можете мне не верить, но я не знаю, к какому типажу вы отнесли бы меня. Может, андрогинный фрик? Возможно, мне надо больше гоняться за ролями, обрезав волосы и отбелив зубы." Это резонное замечание: Рис-Майерс на пике карьеры, и на него возложено множество надежд. Самым ярким хитом среди его фильмов был "Бархатный прииск", а котором он играл звезду глэм-рока, прототипом которого послужил Дэвид Боуи. Среди недавних и только предстоящих ролей - "Потеря сексуальной невинности" Майка Фиггиса, "Погоня с дьяволом" Энга Ли, "Титус Андроникус" с Энтони Хопкинсом и Джессикой Ланж. "Дело в том, что ни один из моих фильмов не может похвастаться особым коммерческим успехом, так что киностудии сомневаются, считая меня темной лошадкой. Когда я прихожу на прослушивание, то вижу еще 15 таких же как я актеров, но дайте мне фильм, который заработает миллионы, и я знаю, что на меня сразу посыплется целый ворох различных предложений. Существует всего пара проектов, в которых я действительно заинтересован."
"Актерская игра - это тяжелая работа, потому что каждый божий день ты сомневаешься, стоишь ли чего-то. Это твое сердце и твоя душа. Ты не можешь просто сделать свою рутинную работу, пойти вечером выпить пива и утром проснуться с похмельем. Каждую минуту приходится быть в форме.
Мое тело и разум - вот с чем я работаю, и я готов отдавать их, пока будет, что отдавать. Тяжело быть уравновешенным, когда так живешь все время. Я совершенно уверен: если это и дальше будет моей профессией, то у меня едва ли будут случаться мгновения покоя."
--------------------------------------------------------------------------------
Следующая остановка, Страна Чудес
Интервью Лауры Якобс, Vanity Fair, Май 2000
О четырехсерийной фентези-саге производства ВВС
Эта история начинается с рождения королевского отпрыска, но оно больше напоминает чаепитие у Безумного Шляпника. Затем действие переносится в Королевскую кухню, в адские владения свиноподобного Свелтера, откуда сбегает в поисках света худенький юноша. В эти гротескные, безумные первые минуты фильма у вас, скорее всего, возникнет искушение щелкнуть пультом телевизора и переключить канал. Не делайте этого. Нужно немного времени, чтобы войти во вкус и проникнуться "Горменгастом"
Что же такое “"Горменгаст"?! Это Артуриана, увиденная сквозь призму взгляда Льюиса Кэролла. Это Шекспировский "Ричард III", если его написал бы Диккенс. На самом деле, это шедевр Мервина Пика, стоящий вне всех жанровых рамок; три романа, опубликованных в 1946, 1950 и 1959 гг., которая в наши дни стоит на одной полке с эпопеей Толкиена. А теперь это еще и четырехсерийный мини-сериал, работа над которым заняла пять лет. Грандиозный результат этих трудов, представленный на канале "ВВС Америка" в июне этого года, понравился даже потомкам самого Пика.
Само собой, а кому бы не понравилось? Каст вызывает священный трепет: начиная с Яна Ричардсона в роли Лорда Гроуна, Лира с разбитым сердцем, который умирает, воображая себя филином. Королева Гертруда Селии Имри не нежная мамочка - это каменный голос и железный стержень внутри, смотришь на нее и не можешь насмотреться. Королевские сестрицы, близнецы-идиотки (Зои Ванамейкер и Линси Бакстер) - само очарование, зато Кристофер Ли в роли Флея - суров и значителен, как настоящий Мерлин. Ну и шустрый Стирпайк, этот удравший из кухни Люфифер, - его играет, не жалея красок, Джонатан Рис-Майерс. Не позвольте его Берн-Джонсовскому облику одурачить вас - он ирландец, безошибочная интуиция его не подводит. С его энергией и красотой, Майерс представляет Стирпайка моцартовским антигероем, темной стороной гения. И его обаянию вы не в силах сопротивляться.
--------------------------------------------------------------------------------
Стирпайк - Джонатан Рис-Майерс
Из книги "Искусство Горменгаста" Эстеллы Дэниэл
"Что я мог сделать такого, чего никогда прежде не случалось в Горменгасте за все прошедшие годы? Чтобы сменилось семьдесят семь поколений графов, и ничего подобного ни разу не происходило? Думаю, что такое могло случиться и на сотни лет раньше.
Я вовсе не пытаюсь все усложнять. Мне приходилось читать Самуэля Беккетта, просто так, для себя, потому что нравится. Он ненавидит цветные вещи. Это просто нужно высказать. Просто что есть, то есть. Знаете, я страшно этого боялся - задаваясь вопросом, вот как я собираюсь это сделать? Как же мне так сыграть, чтобы все были довольны? И потом я решил не думать о том, будет ли кто-то доволен или нет. Просто сделать это. Это было трудно. Трудно, потому что меня мучили сомнения и неуверенность. Ведь у меня не было предшественника, чтобы чувствовать, что я могу сыграть лучше.
Стирпайк - это и есть я, он не может быть кем-то еще. Попытайся я сделать его кем-то другим, или наоборот, целиком изменить себя, это был бы полный провал. Не думаю, что вообще сумел бы это сделать. Все его зло идет от одиночества и отверженности. Где-то так я это ощущаю. Я чувствую его ярость. Стирпайка просто отталкивают. А когда тебя отталкивают, ты просто не можешь принять любовь и наверняка не можешь любить сам. Но если ты не можешь полюбить, тогда все остальное ничего не стоит, ведь так? Когда он отчаянно карабкается по общественной лестнице Горменгаста, то на самом деле просто ищет любви и уважения и думает, что так их добьется. Он думает: "Если я стану правителем замка, все будут любить меня". Это больше говорит о тоске по заботе и ласке, чем о чем-либо другом. В детстве я сам сталкивался с отверженностью, знаю, как это бывает. И это оказало на меня сильнейшее влияние. Но я но я выбрал ту профессию, при которой выслушать отказ - вполне естественное дело, да плюс к тому вбил себе в голову, что хочу быть великим актером, а это последнее, что мне стоило бы делать. Я не хочу быть совершенством. Я просто хочу быть великим. Как и Стирпайк, я бы скорее умер, чем проиграл, и я честно это признаю. Я бы скорее умер, чем проиграл.
Это не слишком здоровый образ жизни. Это сексуальная неудовлетворенность. Я сам чувствую огромную сексуальную неудовлетворенность. И это еще одна грань Стирпайка, ведь у него никогда и ни с кем не было любовной связи. Вся это сексуальная неудовлетворенность, все эти сомнения, незащищенность, весь этот страх и весь этот гнев - вот и все, что ты получаешь. Надеюсь, это хотя бы вызывает отклик у зрителя. Пусть меня лучше считают ужасно плохим или даже невероятно хорошим, лишь бы не говорили просто "недурно". Если кто-то действительно искренен, совершенно искренен, то смотреть на это сплошное удовольствие. Если кто-то невероятно, поразительно хорош, это тоже в радость. Но когда люди сдержанно одобряют, совершенно спокойно, то это вот, думаю, хуже всего. Заурядность. Быть заурядным в чем-то - это все равно что влить бутылку воды в море. Ты просто такой, как все.
Скажу еще кое-что. На самом деле я не знаю, что из себя представляет Стирпайк, теперь я знаю только себя. Я вроде как потерял эту свою часть. Может, в течение первых двух недель я был как будто Джонни, Стирпайк, Джонни, Стирпайк, Джонни, Стирпайк... Но сейчас я снова стал цельным. Я просто не могу такое выносить.
На самом деле, в жизни не так много вещей, в которых я нуждаюсь. Я не хочу автомобиль, или друзей, или вещи какие-то, тусовки или вечеринки. Есть такое междумирье, куда ты иной раз можешь попасть - бывают такие мгновения, когда ты работаешь или изучаешь сценарий, и вдруг мир просто исчезает, и ты зависаешь в этой пустоте и безвременье, и это просто фантастика. Такое ощущение, что ты взлетел, оторвавшись от земли, и не чувствуешь ни что на тебе надето, ни себя самого.
Пустота, - вероятно, и есть тот высочайший уровень, которого я могу достичь, потому что если ты пуст, то ты словно вода и можешь пропускать нечто сквозь себя, а когда ты накопишь в себе чужую сущность, то.... вот и получается Стирпайк. Стирпайк не может получить что-то и просто отдать. Он получает, но закрывает в себе, будто в клетке, и постепенно оно начинает действовать, как вода, впитывающаяся в древесину - медленно, но древесина начинает гнить и гнить и гнить и гнить.... Потому что он просто не позволяет чему-то вырваться наружу. То же и со мной."
- Джонатан Рис-Майерс не учился актерскому мастерству. Он стал известен, получив роль в "Майкле Коллинзе" у Нила Джордана. Он снялся в одиннадцати фильмах, включая "Бархатный прииск".
--------------------------------------------------------------------------------
Горменгаст
Интервью Джейн Киллик, Cult Times, Февраль 2000
Стирпайк - негодяй, угрожавший привести к краху правящий дом в "Горменгасте", изумительном фэнтези-сериале нового тысячелетия. Стирпайк вырос, познав тяжелый труд на кухнях замка, но его амбиции простирались куда дальше, чем предполагало скромное положение. Получив возможность сбежать, он не упустил ее и принялся манипулировать теми странными и доверчивыми людьми, которых встречал в замке на пути к вершине власти. Он стал вдохновителем поджога, затем убийцей, но 22-летний актер, который его играет, все равно не считает своего героя плохим парнем.
«Стирпайк не чужд мне, - говорит Джонатан Рис-Майерс. - Характер Стирпайка я могу соотнести со своим собственным, так что я понимаю его. Нет в нем ничего такого, что казалось бы мне противоестественным, мерзким или злобным в любом смысле слова. Мне кажется, все в нем вполне логично и не грешит против реализма. Чтобы сыграть Стирпайка, я должен был думать о его поступках как-то так: "Вот то, что мне нужно сделать, потому что для меня это будет лучше всего", пусть даже зритель возразит при просмотре: "Нет, нет, ты злой, ты ужасный, ты чудовище". Когда я играл его, я чувствовал: этот парень знает, чего хочет.»
Джонатана считают одним из актерских находок нового века, даже несмотря на то, что он не учился актерскому мастерству и в своей профессии всего пять лет. Прошлое у него бурное: в 15 лет его выгнали из школы за прогул, и сам он считает, что попал бы в тюрьму или прозябал в бедности, живя на мизерное пособие в его родном городке, если бы не представился счастливый случай. Все переменилось к лучшему, когда ему предложили пройти прослушивание для нового фильма Дэвида Путнэма "Война пуговиц". Он не получил роль, но его заметил агент в Дублине, и так в семнадцать лет он был утвержден на свою первую роль в "Исчезновении Финбара". Более поздний фильм "Бархатный прииск" стал его крупным достижением, затем был хорошо принятый критиками фильм "Погоня с Дьяволом" и предстояло появление в картине "Титус" с Энтони Хопкинсом. С таким послужным списком получить роль в "Горменгасте" было относительно легко.
«Прослушивание состояло в том, что однажды утром мы отыграли одну или две сцены, и потом мне предложили роль, что было очень приятно. Очевидно, к тому времени меня уже настроились взять. У меня за спиной была пара фильмов - не особенно, полагаю, коммерчески успешных, но критики посчитали их довольно интересными или решили, что я был интересен в них, так что наличие опыта помогло мне. Мне проще было получить ответ "да". Если б я только закончил RADA (королевская академия драматического искусства), мне бы ответили "нет!”».
Вскоре он осознал, что играет ведущую роль в крупной постановке ВВС с выдающимся, звездным кастом, включавшим Кристофера Ли, Яна Ричардсона, Джона Сешнса и Селию Имри. «Я даже не задумывался об этом, - замечает он со свойственной юности самоуверенностью. - Это не имеет значения, что тебе дали именно главную роль, важно только, что тебе дали роль, и ты с ней справляешься. Я на самом деле не задумывался, кто они, и познакомился с ними просто как с Кристофером, Джоном и Селией. У меня есть правило - и это почти суеверие - не смотреть ничего из того, что было снято режиссером до моей с ним совместной работы, если только меня специально об этом не попросят. И так же с актерами: я избегаю всего, что они успели сделать до того, как я стал с ними работать, потому что тогда я знаю самого человека, его личность. И мне так проще.»
Они играли безумных обитателей замка Горменгаст. Лорд Гроун утратил разум, когда сгорела его любимая библиотека, его дочь Фуксия - девушка с повадками испорченного ребенка, Доктор Прюнскволлор чрезмерно эксцентричен, и все они - только винтики в планах, тщательно разработанных Стирпайком. «Я хотел сделать всю историю Стирпайка похожей на танец. Я хотел, чтобы вся она от начала до конца походила на череду танцевальных па. Энди (Уилсон, режиссер) знал, чего добивался, когда утверждал актеров, так что он по большей части доверял мне. Он говорил: "Я взял тебя по особой причине, и я хочу, чтобы ты осознал, в чем эта причина состоит и сумел воплотить задуманное". Актеров ведь подбирают на роль не случайно. Хороший режиссер доверяет актеру, не грызет его постоянно, навязывая свою точку зрения, и относится с уважением - и определенно Энди именно таков.»
Версия "Горменгаста" производства ВВС основана на двух первых романах классической фэнтезийной трилогии Мервина Пика. Опубликованные соответственно в 1946, 1950 и 1959 годах, эти книги стали культовыми, и большая часть актеров пришла в проект, хорошо зная первоисточник. Но Джонатан Рис-Майерс книг не читал, и принял сознательное решение не читать их, пока не закончатся съемки.
«Это, наверное, хорошо - работать с тем текстом, который у тебя на руках, а не прочесть книгу и потом рассчитывать, что в книге и в сценарии будет одно и то же, и раздражаться несоответствиям, - объясняет он. - Я предпочитаю прочитать ее потом, в свободное время. Так от книги получишь больше удовольствия, чем если станешь задаваться вопросом, как собираешься сыграть ту или иную действительно сложную сцену из написанных Мервином Пиком. Так не получится, хоть это было бы прекрасно - уложить всю трилогию в фильм, но понадобилось бы часов пятнадцать.»
Так что его восприятие Стирпайка определяется только сценарной адаптацией, и он считает его характер и те ужасные вещи, которые он совершает, вполне логичными. «Тот, кто никогда власти не имел, а потом заполучил ее, может только злоупотребить ею. Потому что не знает, как это и что с ней делать. Или другой пример: тот, у кого нет денег, а потом вдруг появляется целая куча, спускает ее, и оказывается снова у разбитого корыта.»
Он даже считает себя в чем-то похожим на этого обаятельного молодого человека, использующего всех и вся. «Конечно. Я молод, и амбиции для меня очень важны. Вершина - это очень притягательное место, но и опасное. Для него быть наверху так же опасно как быть в самом низу, но он не способен удовлетвориться серединой. Так что он максималист. Поэтому за его действиями так увлекательно наблюдать.»
Основа истории, изложенной в "Горменгасте", - это рождение нового наследника династии и попытки Стирпайка присвоить наследство Титуса. Но путеводная звезда этой драмы - это, без сомнения, то место, где все действие разворачивается. Из-за того, как выпукло и ярко прописан в книге замок и ландшафты, в течение многих лет "Горменгаст" считался непригодным для экранизации. Но в эру новых технологий, с помощью компьютерной графики, это стало возможным, но означало, что актеры должны работать на фоне голубых экранов. «Это по-настоящему трудно, - говорит Джонатан. - Ищешь глазами прекрасный вид Горменгаста, а все, что ты видишь - это голубые стены студии Шеппертон! Очень трудно эмоционально играть, а не смеяться, чувствуя, как нелепо выглядишь!»
Фильм состоит из множества эпизодов, но Джонатан неохотно соглашается рассказать о каких-то особенно впечатливших моментах съемок. «Запомнилось многое, но все немного в тумане, - признается он. - Самое трудное для меня - это просто войти в дверь, закрыть ее за собой и сесть. Потому что все это те ниточки, которые связывают воедино всю историю, и без которых все рассыплется на череду отрывочных эпизодов. О крупных сценах всегда беспокоишься больше, но на деле они менее сложные. По-настоящему трудно показать характер персонажа, когда просто идешь по коридору, потому что ты в это время должен сыграть те эмоции, которые хочешь вложить в него, и которые надеешься, что в нем увидят зрители.»
Иногда ему приходилось сниматься вместе с животными, непредсказуемость которых никогда не даст соскучиться. «Я очень боялся животных, пока не снялся в "Погоне с Дьяволом" и работал там с лошадьми. Это рассеяло весь мой страх перед собаками и кошками - а когда-то я всех их боялся. Я никогда не был храбрым мальчишкой, всегда был трусом. Так что хорошо, что я избавился от страха до съемок. Я мог чувствовать себя свободнее, потому что должен быть работать не только с кошками, я должен был работать с обезьянкой и даже крысами! Я бывало думал: "О господи, если я узнаю, что должен буду снова играть в компании с крысами, я вообще не буду сниматься в таком фильме", но на самом деле у меня все получилось. Они ползали у меня по ногам, а я не слишком-то переживал из-за этого.»
«Мне бы и впрямь понравилось играть сцену сражения со львом или что-то в таком духе - это была бы просто фантастика, -добавляет он. - Фильмы дают прекрасную возможность окунуться в различные миры, куда в жизни никогда не попадешь. Я убивал людей, я выпрыгивал из окон, я тонул, я умирал, я ездил верхом, я был хорошим, я был плохим, и никто не осуждал настоящего меня, это действительно здорово.»